Печать
Поделиться в соц.сетях

Те из наших граждан, которые внимательно следили за революционными событиями 80-х – 90-х годов в России не могут не помнить о том, что президент новой России Ельцин неоднократно призывал всех граждан подумать о новой национальной идее. Его окружение понимало, что захватом власти в стране революция не кончается. Власть нужно ещё и удержать! Кто-то из древних мудрецов сказал, что сидя в седле можно захватить власть, покорить народ, но управлять им, сидя в седле, нельзя. Кроме силовых, разбойничьих методов нужны и другие, методы воздействия на сознание людей, привлекательные для них и, прежде всего, национальная идея. Однако тогда призывы Ельцина к размышлениям широкого отклика не получили. Народ удовлетворился примитивным призывом властей  «обогащайся, как можешь!» Животное начало в человеке восторжествовало. Наиболее активные наши сограждане, прежде всего, диссиденты, «коммунисты» и «комсомольцы», с благословения властей создали первые частные банки и инвестиционные фонды, и, завлекая в них наших доверчивых граждан баснями, стали отбирать у них советские накопления. Тут же подключился Чубайс с его приватизацией, обещанием двух «Волг» за ваучер и вообще «молочных рек с кисельными берегами». Остатки советских накоплений граждан обесценил Гайдар своей шоковой терапией, залечив миллионы людей до голодной смерти. Основная масса народа потеряла всё, что было, зато появились алчные и бессовестные миллионеры, и миллиардеры – опора нового буржуазного режима в стране. В одураченном народе проснулась спящая при социализме зависть, вера в скорое всеобщее обогащение, непомерное потребительство, а в стране - сопутствующий стадии накопления капитала бандитизм. Национальная идея «обогащайся, как можешь!» сработала! Однако долго существовать она не могла – хватать и делить стало нечего!

 

 

Что же такое «национальная идея»? Первоначально обратимся к словарю иностранных слов.

Идея – греч. (idea) – мысль или представление о некоем предмете; в широком смысле – общее понятие о каком-либо предмете или явлении; основная мысль литературного произведения.

Нация – лат. (nation) – народ, население.

 Таким образом, «национальная идея» - суть основная мысль, общее представление о нации (народе), его задачах и цели существования на каком-то временном интервале.

Естественно, представление самого народа о себе может отличаться от представления о нём других народов. По определению национальная идея, как философская категория, отражающая общественное сознание, не может быть не связанной с особенностями данного народа – его национальным характером, условиями существования, историей, исповедуемой религией, моралью и т.д. Мы не станем подробно останавливаться на понятии «нация». Оно требует особого внимания. Постараемся в этой статье вкратце рассмотреть только понятие «национальная идея» и её влияние на общественную жизнь России. О том, что она необходима стране, свидетельствует вся история человечества.

После того как идея «обогащайся!» исчерпала себя, а внешняя политика Президента Путина вызвала недовольство Запада и соответствующее ощущение неустойчивости нынешнего политического режима в России, власти обратились к поиску другой национальной идеи, более соответствующей времени. Теперь, по словам Путина, национальной идеей России может быть только идея патриотизма народа. Напомним, что патриотизм это любовь к Родине и готовность е её защите. Однако за что должен любить современную Россию обыватель? За развал народного хозяйства, безработицу, свою бедность, бесправие, инфляцию, нестабильность жизни? За фантастически быстрое, бессовестное и жестокое расслоение общества? За появление тысяч наглых и алчных миллионеров и миллиардеров? За отсутствие обнадёживающей перспективы? За утрату своей страной самобытности и уважения в мире?  Вспыхнувший было после присоединения Крыма патриотизм, быстро затухает в сознании народа в связи с предательством русских людей на Украине и неустанной работой пятой колонны. Известно, что патриотизм народа зиждется на гордости за свою Родину. Чем же сегодня может гордиться россиянин? Разве только спортивными победами в Сочи! Да и то этому подвержены только жители сравнительно благополучных Москвы и Санкт-Петербурга, плюс нувориши окраин. Остальных россиян это не трогает - забот о хлебе насущном хватает, а  спортивные медали слишком дорого обходятся бюджету России! Можно бы за их счёт поднять жизненный уровень хотя бы самых беднейших слоёв населения. Не время добиваться такой ценой спортивных успехов, когда 23 миллиона россиян живут за чертой бедности, а МРОТ ниже прожиточного минимума! Так что на длительную перспективу идеи патриотизма явно рассчитывать не приходится.  Дай Бог, чтобы помогла сохранить русское государство в случае вооружённого нападения на нашу страну. И это не очередная страшилка, а прогноз серьёзных политологов!

Однако вернёмся к сущности национальной идеи.

Ещё Гераклит говорил, что всякому человеку приятно чувствовать себя жителем могучего, уважаемого государства. Однако национальная идея есть нечто большее, чем естественное стремление народа к могуществу и независимости своего государства. Она преследует более высокие цели. В ней выражается не только то, чего желает нация для себя, но и то чем она желает быть для всего остального мира.

Так, например, англичанина вдохновляет идея своего избранничества, призвание диктовать законы всему миру, держать Европу в состоянии равновесия.  На этом основана идея величия Британской империи. За английской политикой стояла и стоит именно эта идея. Именно этим объясняется то единство, которое обнаруживают англичане и то упорство, на которое они способны в трудные времена своей истории.

США после Второй мировой войны заняли место Британии в мире. Поэтому американец руководствуется ныне теми же идеями своего избранничества.

Француз стремится не к политическому, а к духовному лидерству в мире. Его национальная идея – культурная миссия. Мода издавна родится в Париже.

Немец колеблется между политическим и духовным лидерством.

Русский же отличается от европейца и американца. Его национальной идеей является идея спасения человечества! Эта идея хорошо проявляется в различных движениях и при различных политических режимах в России. При царском Дворе она облачалась в самодержавные одежды,  у славянофилов – в религиозно-философские, у панславистов – в народные, у анархистов и большевиков – в революционные.  Поскольку у русских теория и её реализация, культура и политика пронизывают друг друга, то поиск национальной идеи для нас важен как ни в одной другой стране. Русские люди всегда связывают политические проблемы с проблемами человеческого бытия, судьбу своего народа с судьбами других. Таким образом, поиск национальной идеи у русских имеет  высокий духовный смысл. Многие мыслящие люди в мире признают, что русские всегда стремились иметь самую глубокую по смыслу и всеобъемлющую национальную идею – идею спасения человечества! То, что движет русскими в личной жизни – забота о высокой нравственности -  движет ими и в международной жизни. Они привносят в мировую политику тот дух мессианства, которым преисполнена их душа. Идея спасения мира – это выражение братского чувства и человечности в мировом масштабе. «Человечество должно быть спасено целиком. Спасено как нечто целое!» - считает русский человек. Смысл национального существования для истинно русского человека в том, чтобы совершенствоваться до общемировой культуры, которую он и внесёт в мир. «Назначение русского человека, - писал Достоевский, - есть всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит стать братом всех людей. Для истинно русских людей Европа и судьба всей арийской расы также дороги, как и Россия. …Наша судьба – это судьба мира!» 

В политике русский стремится к примирению, к восстановлению целостности. Разве не об этом говорят последние события в Сирии!?

Россия охотно чувствует себя средним звеном, сближающим два противоположные. Даже русские секты, малые осколки общества, и те имеют целью сближение людей. «В единении наша сила, - говорил Сергий Радонежский, благословляя русское воинство на битву с татарами, - любовью и единением спасёмся!»

Разве не вытекает это стремление к единению из общинного характера жизни русского народа!?  На Руси всегда люди жили деревнями, сёлами, городами, а не хуторами как на Западе! Потому-то в СССР довольно легко удалось создать колхозы, в отличие от бывших Стран народной демократии. Высшая ценность русского человека – общинность!

Думается, что идея мессианства – спасения человечества – зародилась в русской душе в глубокой древности. Ведь ещё во времена нашествия на Запад волн кочевников Востока древняя Русь, безусловно, спасала от них Европу. Тогда, может быть, и не осознанно. Однако гены русских людей сохранили эту всеспасительную идею.  Российским императором Александром Iвладело мистическое чувство, что он и его империя просто призваны спасти Европу. Эти мысли после победы над Наполеоном привели к созданию «Священного Союза». Александр видел себя Богом избранным защитником легитимности в борьбе против анархистов-якобинцев во всём мире. В данном случае политический мессианизм родился в голове монарха. Подобными мыслями руководствовался и Николай I, двинувший свои войска в 1849 году в Венгрию на защиту Габсбургов, хотя это и ничего не давало ни империи, ни царскому Двору.

Первыми недвусмысленно высказали русскую национальную идею как всечеловеческое спасение славянофилы, движение которых было сначала не политическим, а культурным. Целью его было создание свободного народного общества. Из этого движения родились не только творцы русской национальной идеи, но и основатели регулярной русской философии. К середине XIX-го века движение обрело веру в грядущее величие и миссию России. «Мы призваны, - писал Чаадаев, - завершить большую часть проблем социального порядка, большую часть идей, возникших в старых обществах (Европе), ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».  С тех пор русская национальная идея сосредоточилась на отношениях Европы и России. Возникла мысль: Европа сгнила и достойна гибели, а Россия призвана освободить Европу от её цивилизации или освободить мир от Европы, иными словами, спасти и Европу, и мир. Православие превозносилось как истинное (духовное) христианство в отличие от европейского (прагматического). Утверждалось, что римская церковь родилась от апостола Петра, отрёкшегося от Учителя, а Русская Православная – от Иоанна, которого особенно любил Христос. Это противостояние церквей, кстати, существует и поныне, хотя и предпринимаются попытки примирения. В целом, замещение престарелой Европы Россией стало рассматриваться как проявление мирового закона. Учение славянофилов примыкает к более общему учению о закате Запада и пробуждении Востока. Тот факт, что именно русские увидели разложение Запада,  а в Европе еврей Маркс и полу славянин Ницше объясняется тем, что они не были европейцами и смотрели как бы со стороны. Кроме того, как известно, мы всегда видим более отчётливо то, что желаем  видеть.

Благодаря славянофильству русские осознали, что Россия представляет собой не какую-то отсталую славянскую часть Европы, а сама способна построить свой собственный культурный мир. Так зародился панславизм.  

Поначалу панславизм тоже был чисто этическим движением обновления, направленным против европейского фронта. Движение обращалось к родственным по крови народам с призывом протянуть руки друг другу – объединиться, для защиты братьев по христианской вере, освободить братские народы от гнёта турок и германцев. Однако идею оседлал царизм, и она стала работать на его имперские планы. Царистский панславизм, как и всякий империализм, есть издёвка над идеей братства – попытка русифицировать нерусских славян, а так же поляков, литовцев, латышей, эстонцев. Увы, случается, что возвышенные идеи извращаются. В отличие от царского панславизма, целью которого было водружение креста над храмом Софии в Стамбуле, в глазах русского народа это была не политическая или экономическая, а религиозная цель. Русские – это не европейцы. Славяне вне России воспринимали панславизм как братское движение. О славянских взаимных чувствах говорят не только русские источники. Ведь не русский, а словак Херкель ввёл  термин «панславизм».  Правда, в 1917 году термин изменил направленность от славян к пролетариям всего мира.

Несомненно, политические идеалы России участвуют в духовном развитии русской души, в том числе и в повороте от мессианства к нигилизму, от анархизма к большевизму. Так Герцен и Бакунин, основоположники русского анархизма, обычно рассматриваются как «западники». Однако они всё же ближе к славянофилам, чем к европейцам. Герцен, например,  был уверен в близком банкротстве Европы. Он видел в русском мужике мессию, спасителя мира и живое олицетворение идеи всеединения, а Бакунин считал, что смыслом русской мудрости должно стать отрицание Запада. Даже у этих «западников» видим враждебность к Европе и твёрдую веру в русскую миссию. Только у них акцент сделан не прямо на спасение, а прежде на разрушение современного им мира. С превращение же его в развалины и начнётся спасение человечества от Европы. Они не ставили вопроса о том, что же должно занять место старого, сгнившего, они ограничивались отрицанием. Они были «вершителями Страшного Суда», без которого, по их мнению, не может быть воскресения.

То, что было у анархистов лишь учением, у большевиков превратилось в реальную политику. Таким образом, большевизм – это русская попытка спасения человечества. Целью его было спасение человека эксплуатируемого. Путь к этому лежал через разрушение, революцию. Мировая политика при этом направляется на разрушение старого мира. А разве нынешняя мировая политика, проводимая либералами Запада, отличается от большевистской!? Однако цели у них противоположные. Если большевики стремились спасти большинство униженных и оскорблённых, эксплуатируемых людей от власть имущего меньшинства, то либералы спасают власть имущее меньшинство – буржуазию - от эксплуатируемого ею большинства! Очевидно, только на обломках старого, отслужившего возводится нечто принципиально новое! Претензии могут быть предъявлены только к методам разрушения! Так, что же прогрессивнее, гуманнее и справедливее: политика и цели большевиков или либералов - глобалистов!? Вопрос, конечно, риторический.

Уместно заметить, что хотя цели у тех и других разные, но методы их достижения поразительно близки! Кроме того, вспомним, что большевизм принял идеи и методы Запада, но использовал их как оружие против него самого. Интересно, что русские большевики (коммунисты) к решению своей задачи приступили со свойственной им страстностью. Так, например, в 1918 году, когда в Москве свирепствовал жесточайший голод, рабочие собирали муку для помощи голодающим рабочим Германии. Европейцы восхищались русской жертвенностью им самим вовсе не свойственной. Так может поступать только тот, кто считает себя спасителем! В русском большевизме со всей очевидностью проявилось чувство братства, общинности. И это существенный признак русскости, основная черта русского национального характера, которого никак не могут понять европейцы, говоря о загадочной русской душе. В большевизме соединились мессианство славянизма с мессианством марксизма. Согласно Конституции СССР 1936 года (сталинской!) любое государство трудящихся считалось братским и достойным защиты! Разве это не протянутая рука всем народам Земли? Ни одна Конституция мира не содержит подобной статьи. Таким образом, большевики русский мессианизм поместили в революционную форму, не исключая полностью национальное;  классовую миссию соединили с русской национальной. Кстати в марксизме мысль о мировой революции не выражена категорично. Её внесли русские. Бухарин писал: «Коммунистическая революция может победить только как мировая». Ни одна предшествующая революция не обращала взора за пределы национальных границ. Широта же русской души охватила весь земной шар! Мы здесь не говорим о реализуемости  этой идеи. Мы говорим только о  русском мессианстве. Русскому духу не свойственен холодный расчёт. Русский человек, верящий в мировую революцию, не стал бы жертвовать жизнью ради этой идеи, если бы не верил, что таким образом принесёт счастье своим пролетарским братьям за рубежом. Мечта, идея спасения человечества, которой издавна живёт русский человек, вовлекла сюда и русского коммуниста. И хотя большевизм и вытеснил предыдущую форму национальной идеи (панславизм), но не затронул её сердцевины – русского мессианства.  

Таким образом, русская национальная идея в разные времена принимала разные формы: «Священный Союз» имел монархическую трактовку, панславизм - народную, мировая революция – революционную. В первом случае её носителем был Царствующий Дом, во втором – раса, в третьем – пролетариат. Защите монархии, освобождение славян, освобождение пролетариата – вот её идеалы. Общим является то, что она не ограничивалась рамками России, а направлялась на служение всему человечеству.  Как отмечалось выше, русская национальная идея в разные времена выражала не только то, чего хотела нация, но и то, чем она желала быть для мира. Русских заставляла выходить за пределы своей страны главная черта их национального характера – общиннось и всё что с этим связано, что закрепилось в их душе генетически. К счастью, эта черта пока не утрачена большинством русских людей и сегодня! И это обнадёживает, вселяет некоторый оптимизм.  Пока русская национальная идея не распространилась на весь мир, хотя постоянно выходит за пределы своей страны. Это станет возможным, когда она соединится с идеей справедливости в равенстве, то есть с коммунистической идеей.

Однако вернёмся от истории к практике недавнего прошлого и сегодняшнего дня. После Великой октябрьской социалистической революции национальной идеей в СССР стала идея построения социализма: освобождение трудящихся от власти золотого тельца и вечной нужды, построение справедливого в равенстве общества. В 20-х – 30-х годах эта идея сплотила многонациональный народ, обеспечила победу в Великой Отечественной войне, по сути,  над всей Европой. Надо признать, что претворялась эта идея в жизнь жёсткими методами «кнута и пряника», но кто знает другие методы, тем паче, для  режима острого дефицита времени? К сожалению, Сталин не оставил достойных политических наследников. Хрущёв идеологией занимался плохо, национальную идею (вольно или не вольно?) исказил. Его идея построения к 1980-му году коммунизма была фантастична. В результате народ утратил веру во власть. Общество расслоилось на «коммунистическую верхушку»  и её послушных слуг. Этим воспользовались диссиденты (пятая колонна) и их хозяева – Запад. Ему издревле досаждала Россия с её мессианством. Была вброшена идея потребительства, наивный русский народ уверовал, и был за это жестоко наказан. Большинство сегодня «кусает локти»! В настоящее время в идею всеобщего обогащения мало кто верит. Власть, чтобы удержаться у «кормушки», ищет новую национальную идею, которая бы сплотила население в народ и защитила её от подобных себе западных хищников. Такой идеей Путин назвал патриотизм. Мало вероятно, что его возможно быстро воспитать в народе обманутом, расслоённом и утратившем веру во власть. А вооружённый конфликт с ополчившимся на Россию Западом неумолимо приближается! Русский народ рискует потерять не только своё государство, но и свою русскую цивилизацию.

Наша национальная идея, безусловно, должна быть русской по духу, то есть соответствовать основной черте русского национального характера, ибо 86% населения России – русские. Только они могут повести народ к поставленной цели. По традиции национальная идея должна быть мессианской, направленной на спасения человечества от западной сгнившей, неолиберальной, глобалистской идеи создания единого государства на планете по американскому образцу, под управлением мирового олигархического правительства. Нашей целью должно стать создание миролюбивого, справедливого в равенстве русского независимого, автаркического, идеократического государства, то есть обращение к полузабытой евразийской идее с дальнейшим распространением её по всему миру. Носителем этой национальной идеи должен стать трудовой русский народ,  уже испытавший прелести либерализма и уставший от тридцатилетней нестабильности, хаоса, бедности и отсутствия привлекательной перспективы. Внести эту идею в сознание обывателя и распространить – обязанность интеллигенции. Для этого ей надо потрудиться! Национальная идея должна объединить народы России и вдохновить на достижение поставленной благородной цели. Прежде всего, в условиях мирового всестороннего кризиса, на сохранение русской государственности и русской цивилизации (патриотизм, проповедуемый Путиным, - только первый этап!), а в перспективе - и на реализацию евразийской идеи.

 

Смирнов И.П. публицист

июль 2016 г.